Золотые шкатулки
Золотые шкатулки были одной из высших предметов роскоши Европы 18-го века, незаменимой для любого стильного мужчины или женщины.
Большинство из них использовалось для хранения нюхательного табака (порошкового табака), хотя в некоторых были конфеты. Их преподносили в подарок друзьям и влюбленным, а монархи — послам и придворным. Коробки также привели к «языку табакерки», феномену в европейских дворах, где определенные жесты, связанные с коробкой, имели скрытое значение — секретный код между людьми.
Артур и Розалинда Гилберт восхищались ослепительными деталями этих коробок, которые рассказывают истории в удивительно маленьком масштабе с использованием драгоценных и экзотических материалов. Как коллекционеры, они любили обращаться с коробками крупным планом и узнавать о своих предыдущих владельцах. Их коллекция, насчитывающая более 200 коробок, является одной из самых обширных из когда-либо существовавших и включает в себя несколько великолепных украшенных драгоценностями столовых табакерок, заказанных Фридрихом II Великим, королем Пруссии.
Для тех, кто впервые сталкивается с этими шкатулками, удивляет разнообразие форм и декора, а также материалы, используемые вместе с золотом — от фарфора до драгоценных камней, эмали и перламутра.
Их уникальность обязана желанию их владельцев выражать не только свой статус в обществе, но и свои личные убеждения и вкусы. Многие коробки в коллекции Гилберта должны были рассматриваться со всех сторон, так как их украшение продолжается на основании и внутри.
Оглавление
«Игрушки» для табака
18 век был апогеем придворной элегантности до того, как Французская революция привела к его упадку. Париж был эпицентром производства изысканных драгоценных безделушек, известных тогда в Англии как «игрушки». Многочисленные специализированные мастерские вступили в партнерские отношения с так называемыми «маршан-мерси», розничными продавцами предметов роскоши, которые использовали свои обширные и глобальные сети для доставки самых потрясающих шедевров своей взыскательной клиентуре.
Дизайны золотых шкатулок в Париже исходили от некоторых из самых творческих и новаторских умов того периода, в том числе Жюста-Ореля Мейсонье и Жана Мондона. Остальная Европа в целом подражала парижскому стилю; только самые выдающиеся производители в других странах — в Дрездене, Берлине или Санкт-Петербурге — разработали свой собственный уникальный ассортимент материалов и форм.
Во Франции коробки для табака стали называть tabatières, что от французского означает табак. Табак впервые попал в Европу из Нового Света в конце 16 века. Такие поселения, как Нью-Амстердам (сегодня Нью-Йорк), были важными портами для судов, перевозящих табак через Атлантику. Первоначально ценившийся за его лечебные свойства, табак вскоре стал наркотиком для развлечения, а курение стало широко распространенным занятием. Среди представлений о табаке, отмеченных врачами и энциклопедами, было то, что он помогает сохранить зрение и запах при умеренном употреблении, особенно в смеси с «ароматными маслами и цветами или их эссенциями». Не все соглашались: король Англии Джеймс I и король Франции Людовик XIV считали табак вредным.
Коробки специально для табака вошли в моду во второй половине 17 века, когда нюхание табака стало популярным за счет курения трубки. Эти коробки были карманного размера и имели плотно прилегающую крышку, чтобы табак не высыхал. Это, в свою очередь, способствовало развитию карманов в юбках и пальто для хранения этих коробок. Поскольку любители табака часто чихали, носовые платки также стали важным аксессуаром. К началу 18 века золотая табакерка полностью превратилась в функциональный модный аксессуар.
Драгоценные сувениры
Фрауэнциммер-лексикон 1715 года(«Женский лексикон») перечисляет наиболее распространенные материалы для табакерок, такие как «серебро, слоновая кость, сталь, рог или экзотическое дерево». Очарование золотыми табакерками впервые зародилось при дворе, где табак помогал придворным проводить долгие дни в холодных дворцах. Вскоре обращение с коробкой и предложение нюхательного табака превратилось в секретный код, который, хотя никогда не записывался всесторонне, носил особое название: «язык табатье». У этого «языка» должно быть много диалектов и вариаций. Карл Александр фон Лотринген записал в своем дневнике, что, приняв нюхательный табак, а затем притворившись, что смахивает его следы со своего пальто или мехового палантина, он спрашивал свою возлюбленную, пойдет ли она на бал. Хотя это, возможно, менее продумано, на картине очевидно использование табакерки как средства бессловесной коммуникации.Две дамы и офицер сидят за чаем в английской школе около 1715 года, что было истолковано как принятое предложение руки и сердца.
В обществе, где брак часто был вопросом политики, а не любви, золотые шкатулки стали способом придать интимность решениям, принимаемым в основном с учетом династических соображений. Коллекция Гилберта включает раннее и красивое напоминание об этом. Сделанная около 1714 года, возможно, в качестве подарка на помолвку, на коробке изображены символы любви с переплетенными инициалами на внешней стороне, а внутренняя часть крышки украшена замысловатой миниатюрой с изображением Филиппа V, короля Испании.
Суды также были той средой, где впервые возникла еще одна функция драгоценных табакерок: в знак признательности и натуральной оплаты, когда прямая финансовая компенсация считалась неуместной. Такие коробки возникли из так называемых «boîtes à portrait», портретных коробок, инкрустированных бриллиантами — почетного подарка, подаренного французским Людовиком XIV в 17 веке. Даже если получатель решил продать бриллианты, что было довольно распространенным решением, коробка (шкатулка) оставалась как сувенир.
Панъевропейские сети
Золотые сундуки никогда не создаются одним мастером. Они свидетельствуют о творческой энергии и оживленной атмосфере кварталов ремесленников крупнейших городов Европы — Лондона и Парижа. Панъевропейские сети существовали наряду с местными центрами, и подмастерья путешествовали, чтобы изучать новые навыки и совершенствовать свое искусство. Эмиграция по религиозным или экономическим причинам также способствовала распространению последних инноваций в дизайне и технологиях по всему континенту и в Лондоне. Это объясняет, почему некоторые из выдающихся мастеров и художников, связанных с определенными производственными центрами, на самом деле не родились в своем приемном родном городе: например, Джордж Майкл Мозер в Лондоне, Пьер Адор в Санкт-Петербурге или Даниэль Ходовецки и Даниэль Бодессон в Берлине.
Хотя многих ювелиров можно идентифицировать по их маркам, имена, которые мы знаем сегодня благодаря надписям и подписям на коробках (или инвентарных списках и других источниках), очень немногочисленны по сравнению с общим числом других специалистов, которые, должно быть, участвовали в работе изготовления золотых шкатулок.
Быстрая мода
В 1759 году Пьер Филипп Шоффар сконструировал овальную табакерку, которая год спустя была изготовлена в мастерской Жана Дюкролле около Пон-Нёфа. Он включен в альбом дизайнов, собранных в его мастерской на протяжении трех поколений, и теперь является частью коллекции V&A .
Дизайн этой коробки отличается своим стилем: неоклассический дизайн определяется сравнительно строгими, четкими формами, вдохновленными древностью и архитектурным орнаментом. Это самый ранний из датированных дизайнов коробки в этом стиле. Разница особенно заметна по сравнению с другими предметами, выпущенными в том же году: закрученные формы рококо преобладают в бокс-сете с игривыми эмалевыми бляшками по образцу Франсуа Буше, созданного конкурентом Дюкролле Жаном Фремином.
Дизайн золотых шкатулок варьируется от эскизов мастерских до презентационных элементов — некоторые дизайны можно даже сложить в 3D-модели. Образцы в равной степени отражают меняющуюся моду: все, что могло пробудить воображение и зажечь оживленную беседу, подходило для изображения на золотой шкатулке. Дизайнеры, работающие над конкретной коробкой, могли черпать вдохновение из принтов с орнаментом и конкретных опубликованных дизайнов, которые начали появляться в конце 17 века. Сложные образы, отсылающие к историческим событиям и художественной литературе, можно найти рядом с игривыми изобретениями.
Коллекционеры
Дизайн и ценность материалов сделали золотые шкатулки не только модными, но и коллекционируемыми — тенденция, очевидная уже в 18 веке. Генрих Граф фон Брюль был премьер-министром Августа Сильного, курфюрста Саксонии и короля Польши, а также одним из самых могущественных и влиятельных людей своего времени. Он также был ненасытным коллекционером шкатулок, более 800 из которых были внесены в инвентарь, составленный после его смерти. У него был уже утерянный альбом, в котором были записаны его наряды, включая такие аксессуары, как коробки, шляпы и мечи.
Фридрих Великий
Известно, что некоторые сохранившиеся золотые шкатулки 17-го века, в том числе многие из коллекции Гилберта, принадлежали исторически важным фигурам 18-го века, не более того, как группа настольных табакерок, связанных с королем Пруссии Фридрихом II Великим.
Сконструированные для него шкатулки, некоторые из них даже частично им самим, занимают особое место среди золотых шкатулок 18 века: они так же узнаваемы, как яйца Фаберже, произведенные в России примерно 150 лет спустя. В равной степени игривые и драгоценные, они украшены множеством бриллиантов, которые сверкают разными цветами благодаря цветной металлической фольге под ними. Отчасти король поручил им поддерживать и развивать местное мастерство. Он с гордостью показал коробки на сделанных на заказ столах, как если бы они были частью интерьеров его дворцов. С помощью верблюдов, которые осторожно и равномерно передвигали эти хрупкие чудеса, из королевской резиденции в Берлине в его дворцы в Потсдаме.
Очарование этими небольшими шедеврами продолжалось даже после того, как привычка нюхать табак вышла из моды. Золотые сундуки продолжали использоваться в качестве подарочных ящиков и в 19, и даже в 20-м веках: Лондонская корпорация Сити продолжила традицию дарить сундуки тем, кто получает почетную свободу города.