Золотые цепочки — любимое украшение
Какие самые популярные ювелирные вещицы любят и носят женщины, мужчины и даже дети? Золотые цепочки. Причем всегда и во все времена. Сначала они подчеркивали и даже определяли статус своего обладателя, а потом стали еще и украшением. Каких только не бывает цепочек: разных плетений и цветов, с подвесками и без… Правильно подобранные изделия из золота особенно дополняют женский образ и подчеркивают красоту шеи и сияние кожи.
Оглавление
Какой металл предпочесть
Цепочки можно изготавливать из золота любой пробы. Если для изготовления зубных коронок проба (чистота) имеет принципиальное значение, то здесь — нет. От качества золота, конечно, зависит надежность, прочность и долговечность цепи. Если важны именно эти критерии, то стоит обратить внимание на то, что указано на штампике. Возможно, вы увидите одну из таких проб золота: 999, 958, 750, 585, 500, 375. Если на украшении указана какая-то другая цифра, то это должно заставить вас задуматься и, вероятно, даже отказаться от покупки. А вот если пробы нет совсем, то тут возможны два варианта: это подделка или работу выполнял домашний мастер.
Технологии и типы плетения
Существует множество видов золотых цепей — но среди них есть лидеры. С этой точки зрения разновидностей плетения цепочек всего три: ручной способ, машинная вязка и штамповка. Машинное плетение предполагает процесс с использованием специального автоматического оборудования. При помощи современных станков можно варьировать толщину изделия, создавать украшения различной ширины, и, конечно, любой длины. Штампованные изделия изготавливают из заранее сделанных звеньев (которые также называются штампами). Они не спаиваются между собой — их продевают друг в друга, что ведет к их недолговечности, быстрому деформированию, истиранию и перекручиванию.
Особенность ювелирного дела такова, что, несмотря на современные технологии, есть такие виды плетения, которые машина не выполнит, их возможно сделать только вручную. Люди, что умеют это делать, называются цеповязами. Такая ручная работа — плетение золотой цепи — весьма кропотлива, непроста и трудоемка. Результат во многом зависит от опыта и мастерства цеповяза. Минимальный вес украшения сплетенного вручную, примерно 6 граммов.
Ювелиры выделяют базовые технологии вязания.
- Якорная, на основе которой плетут «гарибальди», «аврору», «гавайку», «ролло» (или «шопард» — по имени модного дома, сделавшего этот тип золотых цепей очень популярными).
- Панцирная технология. Это плетение особой прочности, на основе которой делают «ромб», «нонну», «фигаро», «лав», «улитку», «розу». Интересно, что способ «фигаро» имеет второе название «картье» и это — визитная карточка ювелирного дома Cartier. А рисунок «снейк» комфортен в ежедневной носке и достаточно прочен (как и все панцирные), поэтому именно его используют ювелиры-цеповязы при изготовлении золотых браслетов для шармов (таких маленьких и изящных подвесок на браслеты).
- Бисмарк — этот рисунок вязки в России традиционно считается мужским, хотя такие украшения с удовольствием носят и дамы. По легенде он назван в честь первого канцлера Германской империи Отто Бисмарка (варианты названий: «кайзер» и «кардинал»). Плетение очень сложное, поэтому часто выполняется вручную.
Каждый из основных способов имеет огромное количество вариаций. Считается, что типов плетения (от самых простых до затейливых) более 70. Каждое имеет название, иногда очень романтичные и необычные. Такое разнообразие позволит всем — и юной леди, и бизнесмену, и даме элегантного возраста, и рэперу, и светской львице — выбрать аксессуар по вкусу.
Цепи с камнями-вставками
Часто на основе базовых технологий ювелиры-цеповязы плетут фантазийные фигурные золотые изделия, удивительные и неповторимые. Здесь есть где разгуляться фантазии и заказчика, и мастера. Звенья могут состоять из нескольких «разнонаправленных» колечек. Они бывают многослойными и включают декоративные элементы, например, камни. Ювелиры также изготавливают их в виде цветочных гирлянд и геометрических фигур. Такие золотые фантазийные цепочки сами по себе являются самодостаточным украшением и больше похожи на бусы или колье.
Порой в эти аксессуары устанавливают вставки не только из драгоценных камней, но и из других оттенков золота. В России не очень популярно цветное золото. Любители украшений отдают предпочтение традиционным оттенкам: желтому и красному. Исключение, пожалуй, составляет только белое. Цепочка из белого золота, например, с изумрудами, выглядит не просто красиво — роскошно. И такие украшения сейчас чрезвычайно популярны и модны. Иногда, если камень требует усиления белизны фона, на украшения наносят слой родия — очень прочный металл платиновой группы. Он и делает цепь устойчивой к истиранию (все-таки золото — мягкий металл), и добавляет сверкающую белизну.
Каждый драгоценный камушек ювелиры тщательно подбирают по дизайну, цвету, огранке. Вставка должна выигрышно смотреться в украшении и сочетаться с остальными элементами. Необычные золотые цепи с камнями выглядят ярко, празднично и изыскано.
Важная деталь — замочек
Во-первых, от его качества и прочности зависит сохранность цепочки. Во-вторых, застежка должна быть удобной и легко застегиваться — расстегиваться, но только по воле владельца, а не произвольно. Кроме того, она не должна мешать надевать на золотую цепь любые подвески.
Тип застежки подбирается мастером-ювелиром в зависимости от вида плетения и веса украшения. Массивной цепи подойдет надежный карабин, а тоненьким изящным изделиям больше «к лицу» застежка шпрингель. Такие крепления не мешают надевать на цепочку подвески с разной величиной ушка. А замок тогл к тому же очень изысканный и вполне может придать золотой цепочке элегантность, сыграв роль стильной вставки. Конечно, замочек должен соответствовать красоте изделия и, как минимум, не портить его.
Как выбрать золотую цепочку
Конечно, это дело предпочтений и вкуса. Но есть украшения, которые традиционно относят к женским, мужским или унисекс (универсальным). Например, сложный и массивный «бисмарк», как правило, предпочитают представители сильного пола, а изящные «нонна», «сингапур», «роза», «лав» и некоторые другие считаются «женскими». Плетением унисекс называют «якорное» и его производные. Для детей предпочтительны золотые украшения плотной вязки: «снейк» или ювелирные шнуры из кожи.
Теперь о длине: она может значительно варьироваться.
Стандартный размерный ряд | Где носим |
40 см | у самой шеи |
50 см | верхняя часть декольте |
60 см | средняя часть декольте |
70 см | нижняя часть декольте |
Стилисты полагают, что дамам лучше выбирать цепи до 50 см, а мужчинам — длиннее. Но в любом правиле есть исключения. Прежде, чем купить, надо подумать и понять, с чем и как носить золотую цепочку, какая именно нужна: строгая и изящная, яркая и праздничная, сверкающая камнями и цветными золотыми вставками, а может быть солидная и респектабельная с алмазной насечкой или, например, уникальная с геометрическими звеньями. Вариантов много: эксклюзивные цепи разной длины с любыми вставками и камнями, — выбрать есть из чего.
Что касается ширины цепочки, то тут традиционно считается: узкая (2–3 миллиметра) — женская, широкая — (от 5 до 7 миллиметров) мужская. Золотые нитки шириной от 4 до 5 мм подходят и дамам, и джентльменам. Цепи не только широкие, но и с крупными звеньями тоже считаются мужскими. Нужно понимать, что на толщину аксессуара влияет и тип плетения, и вес изделия.
Многие считают, что женские украшения стоит выбирать, ориентируясь на возраст. Ну, например, юным девушкам подойдут не очень длинные изящные цепочки до 45 см — они подчеркнут красоту и «лебединость» шеи. Дамы постарше предпочитают более длинные украшения: они привлекут внимание к зоне декольте. Считается, что тонкие и изящные цепочки для юных, а тяжелые, широкие, толстые золотые жгуты для дам элегантного возраста.
Кроме того, что цепи бывают короткими и длинными, широкими и тонкими, они могут быть цельными и пустотелыми. И это абсолютно не зависит от типа плетения. Пустотелые цепи — легкие и объемные (дутые). Они выполняются из полой золотой проволоки, поэтому при толстом и массивном внешнем виде цепь имеет незначительный вес. Такие цепочки чаще всего изготавливаются с применением сложных декоративных типов вязки. У них одно, но безоговорочное преимущество — доступная цена. Ведь она определяется в основном весом золотого украшения. Если есть желание украсить пустотелую цепь камнями и вставками — это вполне возможно. Часто камешки монтируют между звеньями даже в самых легких изделиях.
Цельные золотые цепи намного массивнее и тяжелее пустотелых. У них высокий порог «носкости», они устойчивы к различным деформациям и внешним воздействиям, весьма долговечны. Но, конечно, недешевы.
Сочетание цепочки с другими ювелирными изделиями
Многие носят золотые цепи всегда, даже не воспринимая их как украшение. Но это аксессуар, который требует к себе внимания, как и любое другое ювелирное изделие. Например, подвеска визуально должна быть легче цепочки примерно вдвое. Крупный кулон или крестик на тонкой золотой ниточке выглядит нелепо, и наоборот, слишком маленькая подвеска не коррелируется с массивной широкой цепью.
Помимо обычных украшений на шею, существуют цепочки для ног, талии, а также золотые браслеты-цепочки, которые обожают женщины и часто носят мужчины. В идеале типы плетения всех цепочек, надеваемых на тело, должны совпадать. Но такое, увы, редкость — украшения дарят, покупают в разное время и в различных местах, следуют моде на те или иные плетения. Поэтому вполне достаточно, если цепочки и браслеты сочетаются по ширине и металлу, в том числе и по его цвету. А плетения могут быть разными, но при этом совмещаемыми. Такие сочетания стоит подбирать, ориентируясь на личный вкус и советы ювелира. Однако считается, что плетение «нонна» будет сочетаться с цепью или браслетом рисунка «лав» или «ромб», а «бисмарк» — с широкой панцирной вязкой золотого аксессуара на талии.
Если возникает сомнение по поводу сочетаемости двух украшений, лучше вспомнить слова непревзойденной Коко Шанель: «Выбирая аксессуары, снимите то, что надели последним».