Сусальное золото — невесомое богатство
Издавна мастера, создавшие шедевры мировой культуры и архитектурного искусства, использовали сусальное золото, чтобы подчеркнуть особую значимость своих творений. К такому методу авторы прибегали еще во времена расцвета Древнего Египта и Греции, а также Китая. С приходом православия в наши края традиция визуально возвеличивать храмы на фоне прочих строений с использованием столь драгоценного материала, как золото, перешло из Византии, славившейся религиозными архитектурными жемчужинами. Так, первым храмом Киевской Руси, сверкавшим позолоченными куполами, считается построенный в XII столетии Михайловский собор в Киеве, прозванный за свой вид Златоверхим.
Со временем техника золочения далеко раздвинула границы применения, и на сегодняшний день покрытие сусальным золотом элементов зданий и отдельных предметов касается не только церковной сферы. Этот прием стал модным, его применяют в самых разных произведениях искусства, и некоторые из них считаются наиболее ценными экспонатами мировых музеев.
Оглавление
Особенности создания «золотой паутинки»
Технология производства сусального золота позволила мастерам решить проблему организации богатого убранства культовых сооружений и жилья высокопоставленных лиц. Ведь отливать, скажем, цельный золотой купол на церковь — практически нереальная задача для любого государства из-за невероятного количества драгметалла, необходимого для этой цели. Потому позолота, которая визуально обеспечивает эффект полностью золотого изделия или архитектурного элемента, стала настолько популярной.
Процесс создания сусального золота, которое мы можем встретить на прилавках ювелирных или художественных салонов в виде тончайших листов, довольно трудоемкий. Толщина одного листика бывает от 0,1 до 0,25 микрона (1 микрон равняется 0,001 миллиметра). Поэтому руками такое тончайшее изделие брать нельзя, поскольку оно деформируется или даже порвется. Хрупкость достигается особой технологией создания сусального золота. Берется небольшой золотой брусок, который специальным оборудованием раскатывается в тонкую полосу. Затем из нее нарезают новые квадраты, которые отбиваются молотом до необходимой толщины. При этом каждый увеличивается в размерах в десять раз. После формируются квадратные листы, которые перекладываются тонкой папиросной или шелковой бумагой и сшиваются в своеобразные книжечки. Именно в таком виде они и поступают в продажу. Раньше изготовление проводилось вручную, сейчас же практически все этапы автоматизированы.
Существует два варианта выпуска сусального золота
Стандарты | Характеристики |
Русский | В каждой книге насчитывается 60 страниц размерами 91,5 на 91,5 миллиметров. Листы разделены между собой тонкой бумагой, а вес одной книги может варьироваться от 1 до 5,5 грамм. |
Европейский | Книги с сусальным золотом этого стандарта насчитывают по 25 листов размерами 80 на 80 миллиметров. |
Кроме того, выделяются такие виды сусального золота, как:
- свободное;
- трансферное.
Они различаются по методу использования при нанесении на желаемый объект. Проще наносить трансферное, которое, по сути, переносится как наклейка, так как оно прикреплено на шелковую бумагу. Вы приближаете лист золотом вниз к необходимой, желательно ровной, поверхности и придавливаете. Спустя время шелковую бумагу можно легко снять, Au останется на предмете. А вот свободное золото необходимо отслаивать от листа специальным инструментом, похожим на нож, а затем присоединять его к объекту с помощью кисточки из натурального ворса.
Отдельно также выделяют золотую имитацию — поталь. В отличие от сусального золота, имеющего 960 пробу, поталь в своем составе не имеет драгметалла. Это могут быть тонкие листы или сплавы нескольких металлов, которые окрашены специальным лаком желтого цвета после того, как они были закреплены на объекте. При этом стоимость продукта, произведенного таким методом, существенно ниже из-за не столь дорогой химической формулы.
Для сравнения: состав сусального золота очень благородный. Кроме собственно Au, в него могут входить такие лигатуры (дополнения): серебро, медь, никель, кадмий, палладий, цинк. Примеси влияют на оттенок, приобретаемый сусальным золотом, который может варьироваться от ярко-желтого до белого или с красноватым отливом. Толщина листов также разнится в зависимости от целей, для которых они будут использоваться.
Чтобы украсить купол церкви, мастера выбирают листы с максимальной толщиной. А для украшения мебели или иконостаса пригодятся более тонкие.
Высокохудожественный элемент
Часто золочение сусальным золотом различных предметов можно встретить в культовых сооружениях разных религий. Золотой цвет имеет глубокий символизм, потому не удивительно такое пристальное внимание к этому материалу. Если говорить о восточной ветви христианства, то в православии золото является символом небесного мира. На иконах им украшены нимбы святых, складки на их одеждах, а также обрамление образов. В отдельных случаях сусальным золотом может быть отделан весь фон иконы. Считается, что золотистый цвет подчеркивает святость изображенных на образах, их чистоту и непорочность. Для декорирования церковной утвари мастера отдают предпочтение листам сусального золота небольшой толщины, а вот для придания прочности и красивого вида куполам используются листы более толстые.
Также широко представлены позолоченные элементы в мировой архитектуре, где встречается золотая лепнина. В особенности ими богаты дворцы правителей. В частности, в России блистают многочисленными позолоченными элементами интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большой Гатчинский дворец, дворец в Петергофе и многие другие официальные резиденции русских царей. Петергофский дворец славится на весь мир и своими позолоченными скульптурами, украшающими его интерьеры, и фигурами фонтанного сооружения «Большой каскад». Он состоит из покрытых сусальным золотом 12 ваз и 14 скульптур, отсылающих восторженных посетителей к древнегреческой мифологии. В европейской культуре выделяется изображение французской героини Жанны д’Арк, которое в 1874 году создал скульптор-анималист Эммануэль Фремье. Величественный позолоченный памятник Орлеанской Деве, гордо восседающей на коне, можно и сегодня лицезреть в Париже на площади Пирамид.
Не обходится без отделки и создание богатых интерьеров. Если в наше время сусальным золотом или поталью украшают изголовья кроватей, резные элементы столов и стульев, рамы зеркал и картин, то в древности, конечно же, им сияли троны правителей. Например, в Каирском музее хранится трон фараона Тутанхамона, выполненный из резного дерева, покрытого листовым золотом. А вот в Лондоне в здании Палаты Лордов можно увидеть огромный позолоченный трон с балдахином, принадлежащий королеве Великобритании.
Отдельное и высокое место в мировом искусстве занимают художественные работы с использованием сусального золота. Если до XIX — начала ХХ века этот дорогостоящий материал применялся преимущественно в декорировании религиозных образов, то затем он получил распространение и в светской живописи. Одним из ключевых авторов, использовавших в своей технике золото, считается импрессионист начала ХХ века, австрийский художник Густав Климт. Многим известна его работа «Поцелуй».
Неравнодушны к использованию сусального золота и современные творцы. Французский художник Йоанн Лоссел создает с его помощью графические картины с сюжетами, заимствованными из скандинавского эпоса. А латиноамериканский иллюстратор Мануэль Нуньес использует его в создании очень необычных женских образов.
На зеркальной раме и в тарелке
Позолоченные детали могут быть прекрасным акцентом и для современного жилья, но нужно осторожно относиться к ним, чтобы в итоге домашний интерьер не выглядел вызывающе. Например, очень возвышенно и в то же время актуально сочетание золотистых акцентов в белом пространстве. При разумном подходе этот тандем будет смотреться воздушно в столовой, гостиной или даже ванной комнате. Прекрасно также выглядит композиция, в которой доминируют черный и белый, а детали — с позолотой: это может быть отделка ножек столиков и стульев, рамы картин и зеркал, узор на дизайнерских подушках и так далее. Мило смотрится сочетание бирюзового, а также глубокого синего цвета с золотистыми нотками. Главное, четко соблюдать меру и не допускать, чтобы золотой оттенок начал доминировать в интерьере, иначе ваше современное жилье превратится в пошлую копию салона мадам Помпадур.
Пожалуй, наиболее неожиданной сферой применения сусального золота является кондитерское искусство. У пищевого золота, используемого в качестве добавки, даже есть свой код — Е175. Чаще всего им украшают торты, применяя в виде блестящих хлопьев или бусинок. Но говорить о его масштабном производстве для кулинаров не приходится, так как такие десерты очень дорогие.
Как в наши дни предметы делают золотыми
За столетия широкого использования сусального золота в декорировании было придумано несколько способов его нанесения на объекты. Но на сегодняшний день практически все они неактуальны, и современные мастера используют два наиболее продуктивных. Обе методики основаны на ключевом свойстве сусального золота, которое заключается в том, что очень тонкий слой этого металла является крайне цепким и быстро прилипает к основе. В идеале поверхность должна быть гладкой, чтобы золотой лист лег без брака. С другой стороны, если есть желание придать изделию эффект старины и потертости, то неровная поверхность как раз сослужит добрую службу.
Первым наиболее распространенным сейчас методом золочения является крепление листов на полимент — клейкую основу из глины с мылом, китовым жиром и пчелиным воском. На этот слой, нанесенный на предмет, затем крепятся золотые листы. Минусом метода является его высокая стоимость. А вот к положительным характеристикам специалисты относят потрясающий внешний вид. Изделие, покрытое таким способом, блестит, как настоящий драгметалл. Как правило, эту методику используют для золочения отдельных элементов мебели, так как результат более подвержен воздействию окружающей среды и на открытом воздухе будет недолговечен.
Второй метод заключается в нанесении сусального золота на мордан — специальный лак, созданный на основе конопляного и льняного масла. Обработать этим составом выбранный объект более просто. Для этого поверхность предварительно грунтуется и зачищается, после чего можно наносить лак. Основной момент этого метода заключается в том, чтобы точно выждать необходимое для сушки время. Если передержать, тогда поверхность не будет липкой и листы с ней не сцепятся, а если попробовать прикрепить их на невысохший лак, то они просто испортятся.
Вариант нанесения позолоты на лак мордан можно использовать для отделки предметов из дерева, мрамора или гипсовой лепнины. Он дешевле крепления на полимент, но визуальный эффект другой — покрытие будет более матовым.
Старинные секреты
Если же говорить о том, к каким вариантам золочения прибегали люди в древности, то методики были довольно экзотические на взгляд неискушенного в этом вопросе современного человека. Например, коренные жители Америки мастерски украшали позолотой изделия задолго до того, как этим стали заниматься в более технически развитой Европе. Чтобы превратить какой-нибудь медный предмет в позолоченный, индейцы погружали его в кипящий раствор золота и сульфата калия. Последний они добывали из соленых озер. Через какое-то время изделие приобретало золотой слой и становилось неотличимым от предмета, полностью изготовленного из настоящего драгоценного металла.
Существовал у индейских племен еще один любопытный способ золочения. Для этого мастер брал лист сплава меди с небольшим добавлением золота и поддавал этот металл термической обработке. Затем покрывал лист слоем оксида меди (в природе он встречается в виде минерала под названием куприт). От взаимодействия с кислородом оксид меди окислялся, после чего его счищали с листа и снова ковали. В результате повторения этой процедуры несколько раз поверхность меди обогащалась золотом. Примечательно, что таким способом индейцы превращали недорогие медные безделушки в ценности на протяжении двух тысяч лет. Так что когда испанские конкистадоры целыми каравеллами вывозили в Старый Свет награбленные у индейцев золотые изделия, еще большой вопрос, все ли они были настоящими.
В наши дни драгоценный металл можно встретить даже в собственной десертной тарелке — в качестве украшения изысканного блюда. Современные мастера частенько используют его для декорирования мебели из дерева и других материалов. Но для того, чтобы своими руками украшать сусальным золотом предметы, необходима особая сноровка и знания, так как процесс этот очень трудоемкий.