поиск



Где лучше делать ремонт золотых украшений: дома или у ювелира?

Золотые ювелирные украшения радуют нас своим изяществом, красотой, блеском. А если любимая вещь ломается — что делать? Конечно, чинить. Ремонт золота в ювелирных мастерских — услуга, которая встречается в любом городе едва ли не чаще салонов красоты или отделений банков.

Ремонтируем изделие из золота

Оглавление

Варианты повреждения ювелирных изделий

А что вообще случается с кольцом, кулоном, брошью, серьгами или браслетом? Цепочка может порваться, кольцо — треснуть, на кулоне появится скол или трещинка, а из сережки вывалится камень. Практически любую неприятность можно и нужно устранить. А ведь еще надо порой и почистить, и отполировать золотое украшение, увеличить или уменьшить кольцо, исправить замочек… Всего не перечесть, да и заводской брак нередок.

Нужно понимать, что ремонт изделий из золота — ответственное и сложное мероприятие. Как правило, его может выполнить мастер, имеющий соответствующее оборудование. Как часто ломаются аксессуары? Тут все просто: чем чаще носим, тем быстрее приходит в негодность драгоценное изделие.

Длинную золотую цепь можно зацепить и порвать. Кроме того, цепочки от времени увеличиваются. Это не значит, что становятся больше и тяжелее — они просто истончаются и как бы растягиваются. Ювелиры говорят, что цепочка размером 50 см может со временем удлиниться на 6 см.

Что можно отремонтировать самостоятельно

Без золота некоторые девушки просто не выходят из дому. Обязательно надевают колечки, браслеты, цепи. Если порвались бусы, то такую поломку устранить несложно дома. Нужна крепкая нить или леска, на которую аккуратно нанизываем бусинки, соблюдая изначальный порядок, чтоб не нарушить цветовую или размерную гамму.

Еще одна популярная поломка: «золотая цепочка порвалась». Этой беде тоже можно помочь, отремонтировав золотую вещицу своими руками. Но есть несколько специфических моментов, которые нужно учесть при ремонте. Починить золотую цепочку можно самостоятельно, но вам понадобится:

  • особый золотой припой (это может быть просто кусочек старой сережки или другой цепочки, но только именно золотые);
  • тонкая стальная игла (обычная швейная, которая должна легко проходить через звено цепочки);
  • небольшие тиски;
  • пинцет;
  • асбестовый лист;
  • маленькие кусачки;
  • газовая горелка;
  • паяльная трубка;
  • надфиль.

Технология такова: кладем на стол асбестовый лист и ремонт производим на нем — чтобы не было пожара. Зажимаем золотую цепь в тисочках, иголкой соединяем звенья. Место соприкосновения частей цепочки нагреваем горелкой, направляя пламя через паяльную трубку. Причем делаем это, пока золото не начнет светиться. В зону пайки пинцетом кладем небольшой кусочек золота (припоя). От температуры он расплавится и растечется по месту спайки. Далее остужаем и тщательно убираем кусачками и надфилем лишнее. Цепочка готова к использованию.

Самостоятельный ремонт золотого изделия не всегда может вернуть ему прежний вид и красоту. Кроме того, если вы не уверены в своих умениях и не очень ловко обращаетесь с паяльником или надфилем (работа-то тонкая) — тогда прямая дорога в мастерские.

Какие услуги по ремонту золота выполняют ювелиры

Тонкая и сложная специфика работы с камнем и золотом требует наличия специального оборудования и опыта мастера. Главное условие ремонта золота — качественное обновление изделия без его кардинальной трансформации. Наиболее часто встречающаяся услуга в перечне видов ремонта золотых украшений — пайка.

Причины износа цепочек

Драгоценные золотые плетеные нити имеются если не у всех, то у подавляющего большинства женщин, да и мужчинам не чужда любовь к желтому металлу. Цепочка — тонкая и изящная вещица, а потому и истончается довольно быстро. Да к тому же если на ней еще и дополнительная тяжесть в виде крестика, кулона, подковки, то процесс изнашивания ускоряется. Например, панцирная золотая цепь без подвески может прослужить лет 15, но любое дополнение весом около 2 грамм уменьшит ресурс в три раза, и понадобится ремонт. Еще один момент, который нужно принять во внимание: изношенные цепочки полностью восстановить невозможно — мастер просто ненадолго продлит их жизнь.

Об износе цепочки говорят такие признаки.

  1. Ее удлинение.
  2. Разрывы возле замочка. Сильнее всего изнашивание цепочки именно по обе стороны замка. Это объясняется тем, что само крепление тяжелее и быстрее стирает звенья из золота. Обычно мастером удаляются участки по обе стороны замочка (около 1–2 см с каждой стороны).
  3. «Ступенчатость». При небольшом натяжении цепочки появляются прямые линии и «ступеньки». Это происходит, когда истончившиеся (стертые) части как бы входят друг в друга и фиксируются.

Разрывы цепочек бывают и механическими. Например, малыши часто рвут мамины колье и бусы. Еще один распространенный способ порвать: пытаясь распутать свившиеся в клубок цепи. Избежать появления такой угрозы можно при правильном хранении.

Пайка и сварка при ремонте золота

Самая распространенная технология устранения неприятности — паяние открытым пламенем горелки. В этом случае применяется специальное оборудование и профессиональные реактивы и припой. Причем припой этот из золота пробы не ниже самого изделия. Ремонт сложных золотых вещей, например, определенных плетений цепей, стоит все же производить при помощи контактной пайки или лазерной сварки. Кроме того, при необходимости мастер восстановит гальваническое покрытие. Завершает все ремонтные работы ультразвуковая мойка, которая очистит цепь и от накопившейся грязи, и от остатков специальных полировочных паст.

Но при помощи пайки и сварки ремонтируют не только цепочки. Это вообще один из основных видов ремонтных работ в ювелирном деле. Например, пайкой устраняют такие дефекты.

  1. Изношенные ушки и перецепные кольца на подвесках и серьгах с подвесками. Но здесь пайка возможна при незначительном повреждении, в противном случае эти детали лучше заменить.
  2. Изношенные штифты в золотых глидерных браслетах или колье. Штифт — деталь в конструкции, которая служит для соединений двух частей (глидеров) золотого изделия. В таких случаях мастера рекомендуют заменить все штифты на новые. Это связано с особенностями браслетов или колье, которые состоят из звеньев-глидеров, соединяющихся разными способами. Наиболее сложна замена штифтов, скрытых внутри, их (или их остатки) при ремонте золотого изделия приходится высверливать.
  3. Трещины, появляющиеся, как правило, из-за заводского брака (возможные проблемы в литье или некачественная сборка). Такой дефект проявляется обычно при усталости металла или при дополнительных нагрузках.

Ремонт ювелирного золота с вкраплениями или покрытиями требует еще большего профессионализма и опыта. Ведь вставки, т. е. любой ограненный камень или пластина из янтаря, бирюзы, жемчуга, а также эмаль, не выдерживают высоких температур, равно как и гальваника или оксидирование. В таких случаях вставки изолируют, выкрепляют, а если это невозможно, то заменяют.

Покрытия дополнительно приходится восстанавливать, а эмали иногда накладывать заново. В этих случаях, безусловно, лучше применять не открытое пламя горелки, а высокоточную лазерную сварку или контактную пайку.

Ремонт украшений с эмалью

Это одна из самых старых техник в ювелирном деле. Первые аксессуары с эмалью — кольца, найденные в захоронениях на Кипре — датируются археологами XII веком до нашей эры. И, наверное, одна из самых красивых техник, поэтому неудивительно, что в последнее время стало появляться все больше эмалированных вещиц. Но ремонт их очень непрост. К обычным износу и сколам с трещинами добавляется истирание эмали. Вот с ее восстановлением ювелирам приходится повозиться.

Процесс ремонта идет в несколько этапов. Сначала эмаль измельчают до состояния порошка. Потом смешивают с золотом высокой чистоты и отправляют в печь. После ее расплавления немного остужают — при этом она загустевает — и тонкими инструментами распределяют по ячеечкам ювелирного изделия — кольца, браслета, серег. И снова обжигают примерно 2–3 минуты при полутора тысячах градусов. Этот процесс наполнения ячеек повторяется несколько раз, пока эмаль не заполнит их до краев. Завершающий этап — полировка изделия.

Восстановление оправы и вставление выпавшего камня

Вставкой ювелиры называют любой ограненный драгоценный камешек или пластинку поделочного камня. Причин выпадения камня-вставки море, как, впрочем, и способов закрепки при ремонте, поэтому нет смысла перечислять все, назовем основные.

  1. Лидер среди них — заводской дефект. Просто плохо закрепили камень при производстве украшения, и он выпал. Заменить его несложно, особенно если он не потерялся и в целости доставлен в ювелирную мастерскую для ремонта.
  2. Хуже если камень разбит либо выбит, так как в этом случае часто страдает и вставка, и оправа (каст). Если повезет, можно отремонтировать и каст, и закрепить камень, в худшем — понадобится восстанавливать оправу и заменять вставку. Такой ремонт занимает время, да и стоит недешево.
  3. При изнашивании частей каста, как правило, применяется сварка. Цена такого ремонта часто сопоставима с изготовлением новой оправы, поэтому стоит подумать. Но если пострадало фамильное или особо ценное украшение, то о величине затратах уже не размышляют.
  4. Иногда ремонт заключается в замене камня. Обычно это делается при потертостях или каких-либо повреждениях (трещины, сколы). Цена такой услуги зависит от стоимости вставки, то есть закрепка циркона дешевле ремонта камней первой группы (сапфиров, рубинов, изумрудов) или бриллиантов.

Методов закрепки камней огромное множество: и сложных, и технически комплексных, и простых (клеевая закрепка органических камней). В связи с этим ювелир при ремонте золотого изделия сам определяет способ работы.

Исправление или замена замочка

Ничто не вечно, и крепления в золотых украшениях выходят из строя очень часто. Это и понятно: мы снимаем-надеваем цепочку или браслет и тем самым подвергаем именно замочек механическому воздействию. А уж когда спешим… Видов замочков на браслетах, серьгах, цепочках, колье много, к наиболее популярным относятся:

  • карабин — считается самым надежным, но в его конструкции есть металлическая пружинка, которая довольно часто разрушается;
  • шпрингель — одноразовый замок, подлежащий не ремонту, а замене;
  • коробочка — состоит из двух частей: язычка и страховки; работы можно сделать своими руками или обратиться к ювелиру; как правило, в этот замочек в мастерских ставят дополнительную страховку.

Но в любом случае, каким бы не оказалось крепление, ювелиры помогут и отремонтируют или заменят такую важную деталь на аналог так, что ни браслет, ни колье, ни серьги не пострадают.

Растяжка золотых колец

Как правило, под ремонтом золотых колец подразумевается их увеличение или уменьшение. Строго говоря, размер кольца — это его внутренний диаметр в миллиметрах. Изменение размера золотых колец производится при помощи разных приемов, все зависит от строения.

Например, при увеличении тонкого золотого кольца, допустим, на два размера, мастер, скорее всего, будет не «раскатывать» металл шинки (ободка, надеваемого на палец), а разрежет кольцо и произведет впайку кусочка золота нужной длины (соблюдая при этом и чистоту пробы). Если этого не сделать, шинка кольца станет слишком тонкой и носить его будет невозможно. Вставки могут быть основного цвета и оттенка золотого кольца, а могут быть разноцветными — тут все по желанию заказчика.

При уменьшении кольца процедура обратная — кусочек вырезают. Обойтись без такого можно, только если это гладкое обручальное кольцо без каких-либо насечек и вставок на поверхности. В этом случае кольцо как бы «вбивают» в конусную форму и сжимают. Однако есть кольца, форма которых не позволяет какие-либо манипуляции с размером.

Защитное покрытие

По желанию владельца аксессуар можно упрочнить нанесением специального покрытия. С помощью особых техник не только улучшается внешний вид и усиливаются нужные эффекты ювелирных изделий (блеск, цвет, фактура), но и удлиняется срок службы — «носкость». Среди этих приемов есть, например, родирование. Родий — металл высокой твердости и, соответственно, изнашивается медленнее золота. Родиевое покрытие бывает и белым, и черным, и цветным.

Многие считают, что родирование или покрытие, например, рутением сохранят украшение в стадии «как новенькое» очень долго, но ювелиры относятся к этому тезису скептически. Да, рутением особенно часто покрывают мужские цепочки, так как сильный пол пробует все на прочность. Но нечестные ювелиры, стремясь к оптимизации процесса любой ценой, стараются максимально утончить слой родия или другого материала, превращая его в нечто чисто символическое.

Визуальный эффект от таких покрытий очевиден, особенно в тех случаях, когда камень требует определенного фона. Стоит все же ювелирные украшения носить аккуратно, не подвергая их несвойственным перегрузкам.

Ультразвуковая чистка: высокие технологии

Эта процедура позволяет очистить предмет не только от видимых загрязнений, но и от микробов, которые неплохо себя чувствуют, избрав такое нетрадиционное место для жизни, как ювелирные изделия. Во-первых, чистка возвращает утраченный блеск и очарование, а во-вторых, золото становится по-настоящему безопасным в медицинском смысле.

Иногда чистка способна продлить жизнь украшению. Часто ломаются замочки на цепочках, браслетах, серьгах. Если речь идет о замке-карабине, то в нем есть пружинка, произведенная из обычного металла. Когда человек моется, потеет — металл ржавеет и разрушается. В итоге замочек нужно менять. А вот очищение вполне может отдалить проблему или даже совсем устранить ее.

Технология УЗ-чистки такова: в ванночке, заполненной специальной жидкостью, при помощи звуковой вибрации разрушаются (как говорят ювелиры, «выбиваются») все возможные загрязнения. Безусловный плюс процедуры: она проверяет на прочность камни. Если камень «плохо сидит» — он будет выбит. Значит, его нужно закрепить и не допустить его утраты.

Особенность такой чистки состоит в том, что ее нельзя применять для некоторых изделий.

Разновидности Негативные последствия
С изумрудами. Это хрупкие камни, и звук может их расколоть.
С приклеенными элементами и вставками: жемчугом, перламутром, стразами. В этом случае звук «выбьет» их с места и разрушит.

Строго говоря, почистить украшение можно и самостоятельно, ведь в периодическом уходе нуждаются кольца, браслеты, цепочки, броши, серьги. Если изделия с камнями все же лучше отнести в ювелирную мастерскую, то, например, цепочки или браслеты можно почистить дома. Технология проста: в бутылку залить крепкий мыльный раствор, опустить туда цепочку, закрыть крышку и поболтать. Чистое украшение снова радует глаз.

Шлифовка и полировка

Если вещица со временем потускнела и утратила «шик-блеск-красоту», не беда. Для такого мягкого металла, как золото, это вполне нормально. Кроме того, все можно вернуть. Для этого просто нужно попросить мастера отполировать его. Но сначала, конечно, шлифовка, которая уберет царапины, микротрещинки и потертости. И только потом полируют до зеркального блеска. В итоге все неровности исчезают, а блеск восстанавливается. Есть у этой процедуры и минус: если на украшение было нанесено покрытие — оно будет стерто. Но его тоже можно восстановить.

Уход за золотом. Здесь очень простой совет: лучше снять изделие перед любыми водными или косметическими процедурами. Особенно неприятна для золота морская вода — не в части его разрушения, а в плане чистоты. Хотя бы раз в год отнесите украшение в ремонт и попросите почистить. Если это по каким-либо причинам невозможно, сделайте процедуру самостоятельно, но соблюдайте все меры предосторожности, особенно при чистке вещиц с камнями.

 

Оцените статью:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 голосов, оценка: 1,50 из 5)
Загрузка...
Наверх